Система оценки качества образования

В одном из своих недавних выступлений вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что «в школах проведут оценку качества общего образования на основе практики международных исследований». Во многих СМИ данная информация появилась под заголовком «Во всех российских школах введут оценку качества образования». Данный заголовок заставляет подумать, что в школах нет никакой системы оценки качества образования (далее – СОКО), но так ли это? Давайте разберемся.
В федеральном законе об образовании в явном виде не сказано, что в каждом образовательном учреждении должна быть СОКО или внутришкольная система оценки качества образования (далее – ВСОКО). Но в законе есть статьи, подразумевающие наличие такой системы. Так, например, статья 28 указывает на необходимость:

  • осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения (п.10);
  • учета индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ (п.11);
  • проведения самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Помимо этого, статья 58 говорит о том, что освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Статья 59 регламентирует проведение итоговой аттестации, представляющей собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Немаловажные статьи регламентации образовательной деятельности (что является одним из видов контроля качества образовательной деятельности учреждения) заложены в главе 12, а именно: лицензирование (ст.91), аккредитация (ст.92), контроль и надзор (ст.93), педагогическая экспертиза (ст.94), независимая оценка качества образования (ст.95), общественная аккредитация (ст.96), информационная открытость и мониторинг в системе образования (ст.97).
Все данные виды оценки качества образования и ряд других, не отраженных в федеральном законе, можно представить в виде схемы.

Схема1. Системы оценки качества образования (СОКО).

ВСОКО представляет собой внутренние процедуры оценки качества образования, проводимые самим образовательным учреждением.

  • Текущий контроль – включает в себя формирующее оценивание и тематическое оценивание. Формирующее оценивание – оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. Тематическое оценивание – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (триместра, полугодия) на основании текущей аттестации.
    Промежуточная аттестация – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета за год.
  • Учет индивидуальных достижений подразумевает учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрения обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. Такими результатами могут быть не только оценки, но и результаты олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций и других мероприятий.
  • Самообледование является мониторингом системы образования, проводимым учреждением самостоятельно, но по инициативе органов исполнительной власти субъектов РФ. Результаты самообследования подлежат ежегодной публикации в сети «Интернет» на официальном сайте учреждения (в соответствии со статьей об информационной открытости).

Внешние процедуры оценивания являются внешними по отношению к образовательной организации, так как они проводятся из вне.

  • Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации. Проводится для 11-х классов в форме ЕГЭ и ГВЭ, для 9-х классов в форме ОГЭ и ГВЭ.
  • Государственные процедуры – процедуры, проводимые по заказу Российской Федерации в соответствии с формами регламентации образовательной деятельности.
    Лицензирование – обязательная процедура, дающая право на ведение образовательной деятельности. Процедура призвана обеспечить соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников, укомплектованности штата и др.
    Аккредитация – процедура, проводимая с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся.
    Контроль и надзор – процедура, проводимая по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющимся образовательным программам и результатам принятых мер по прошлым проверкам.
    Педагогическая экспертиза – экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условий освоения программ обучающимися.
    ВПР – Всероссийские проверочные работы, проводимые на различных ступенях обучения по разным учебным предметам. Можно сравнить с годовыми контрольными работами, но едиными для всей страны.
    НИКО – Национальное исследование качества образования, проводимое на репрезентативной выборке для оценки текущего состояния системы образования в целом по стране.
    Региональные исследования – диагностические и мониторинговые исследования, проводимые регионами самостоятельно с привлечением органов образования и центров оценки качества образования.
  • Международные исследования – проводятся на репрезентативной выборке с целью исследования международного уровня качества образования по различным аспектам: образовательные достижения (PISA), математическое и естественно-научное образование (TIMSS), качество чтения и понимание текста (PIRLS), педагогические кадры (TALIS), компетенции взрослого населения (PIAAC).

Отдельно на схеме выделена независимая оценка качества образования (далее – НОКО). Статья 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит, что НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя:

  1. независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  2. независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Если из текста убрать слово «независимый», то мы по итогу получим вполне стандартные процедуры, проводимые в образовательных учреждениях. Так чем же независимая оценка отличается от обычной? Главное отличие, что процедуры оценки обычно проводятся организациями и людьми, независящими от органов власти. Такая «независимость» позволяет процедуру оценки сделать максимально объективной, что является ключевым в процедурах оценки.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся рассматривает результаты образовательных достижений обучающихся, их динамику и качество.
Независимая оценка качества условий проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.

Используемые источники
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. http://www.ug.ru/archive/70072
3. http://www.osoko.edu.ru/
4. https://pedsovet.org/beta/article/viktor-bolotov-ob-osibkah-nezavisimoj-sistemy-kacestva-obrazovania