Виды оценочных процедур

Сегодня в образовательных учреждениях проводится множество оценочных процедур, которые вызывают вопросы со стороны участников этих процедур: а будут ли ставить оценку? А оценку поставят в журнал? А зачем опять писать контрольную и т. д. Большая часть таких вопросов возникает из непонимания, для чего же проводятся все эти работы. Попробуем разобраться во всех оценочных процедурах и понять, для чего они нужны.

Когда обыватель слышит слово «оценка», у него возникают ассоциации с некоторым цифровым показателем в диапазоне от 2 до 5. Главное заблуждение заключается в том, что на самом деле такой показатель является «отметкой». В российской образовательной системе принято оценивать знания по пятибалльной системе (на деле же четырех бальной) и за неудовлетворительные результаты ставить отметку «2», за отличные – «5». Но такая система оценки носит очень субъективный и узкий характер. Субъективный – так как педагог в своей деятельности опирается на весьма размытые критерии и зачастую руководствуется личным мнением. А узкий характер обусловлен маленьким диапазоном – согласитесь, что для оценки хорошего ответа иметь в запасе всего 2 градации отметки («4» и «5») крайне мало… В педагогическом сообществе ведется обсуждение о переходе на более гибкие шкалы (например, 10-балльные), но пока вопрос остается только на уровне обсуждений.

Оценка, о которой пойдет речь в данной статье, – это объективное количественное сопоставление оцениваемого свойства ученика с некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения. Для обеспечения объективного и качественного оценивания применяются различные оценочные процедуры.

Государственная итоговая аттестация одна из самых важных процедур для школьника РФ. ГИА – это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации. Проводится для 11-х классов в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственного выпускного экзамена (ГВЭ), для 9-х классов в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) и ГВЭ. Экзамены подобного рода называют «экзамены с высокими ставками», так как от подобных экзаменов зависит дальнейший образовательный трек. Результаты ОГЭ переводятся в пятибалльную шкалу и выставляются в журнал как экзаменационная работа. В аттестат выставляется среднее между оценкой за год и результатом экзамена. В случае неудовлетворительного результата по двум предметам, разрешается пересдать экзамены в текущем году. Если неудовлетворительных результатов три и более, то пересдача допускается только на следующий год. Результаты ЕГЭ в пятибалльную шкалу не переводятся, но неудовлетворительные результаты по основным предметам (русскому языку и математике) могут стать причиной невыдачи аттестата. Неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов должен быть пересдан. В 2018 году планируется ввести 70 бальный порог для аттестатов особого образца. Если выпускник, претендующий на аттестат особого образца, не преодолеет порог в 70 баллов, то по окончании образовательного учреждения он получит обычный аттестат.

Мониторинговые исследования. Данный вид оценочной процедуры направлен на сбор, обработку, анализ и хранение информации о состоянии и динамике показателей качества образования. Наибольшую ценность результаты такого исследования несут для педагога, администрации учреждения и органов исполнительной власти, ответственных за сферу образования, поэтому заказчиком зачастую выступают органы исполнительной власти. Исследования должны показать на каком уровне находится образование. Минимальной единицей интереса является учебная группа. В данном исследовании результат одного конкретного ученика не представляет особой ценности. Решение о выставлении отметок остается за администрацией школы. Одним из видов мониторинговых работ можно считать Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Диагностические работы. Результаты диагностической работы направлены на выявление пробелов в знаниях по предмету у отдельных обучающихся. В отличии от мониторинговых исследований, минимальная и единственная единица интереса – это результат отдельного обучающегося.  Диагностическая работа необходима именно обучающемуся, для диагностики тем и заданий, которые у него «проваливаются». По результатам такой работы обучающемуся должны быть выданы рекомендации по устранению затруднений, либо проведены индивидуальные консультации с учителем. Порой работы такого рода проводят накануне важных экзаменов (например, перед ЕГЭ) для определения уровня готовности обучающихся. Решение о выставлении отметок остается за администрацией школы.

Исследования на репрезентативной выборке. РФ активно участвует в различных международных исследованиях, которые проводятся на репрезентативной выборке с целью исследования международного уровня качества образования по различным аспектам: образовательные достижения (PISA), математическое и естественно-научное образование (TIMSS), качество чтения и понимание текста (PIRLS). Репрезентативная выборка — это группа участниковболее или менее точно представляющая состав изучаемой популяцииВыборка может отражать распределение по возрастным и половым признакама также любые другие характеристикивлияющие на результат эксперимента с точки зрения исследователя. Иными словам, не все обучающиеся школы принимают участие в работе. В подобных исследованиях минимальная единица интереса – это страна. За подобные работы отметки не выставляются. На это есть несколько причин. Во-первых, выборка репрезентативна и не все ученики принимают участие в работе. Во-вторых, часто работы проводятся анонимно и узнать результаты отдельного ученика невозможно. В России существует одно исследование подобного рода – это НИКО, которое также проводится на репрезентативной выборке. Но в отличии от международных исследований, в НИКО предусмотрена возможность узнать отметку ученика, перевод из первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале на основе рекомендаций производятся по желанию образовательной организации или обучающегося.

Педагогический контроль. Понятие «педагогический контроль» может иметь несколько толкований. В контексте статьи интерес представляет толкование со стороны повседневного учебного процесса, где под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников или студентов. Определять результаты учебной деятельности важно на различных этапах обучения: во время работы на уроке (текущий контроль), по завершению темы (тематический контроль), по завершению четверти, семестра, полугодия (рубежный контроль) и по завершению учебного года (итоговый контроль). Педагогический контроль включает в себя все оценочные процедуры, проводимые в рамках учебного предмета: контрольные и самостоятельные работы, сочинения, диктанты, лабораторные работы, зачеты, коллоквиумы и т.д. Каждый из видов контроля направлен на оценку усвоения пройденного материала и принятие управленческих решений относительно учебного процесса. Отметки по данным работам всегда выставляются в журнал.

Используемые источники:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2002.
  3. http://www.osoko.edu.ru/
  4. https://www.eduniko.ru/